Родительское собрание "Кризис трех лет преодолеем без потерь"
08 сентября 2017
Конспект родительского собрания на тему:
«Кризис 3 лет преодолеем без потерь»
Воспитатель: Радкевич Л.М. Сентябрь 2017г.
Цели:
- повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития;
- информировать родителей о симптомах кризиса 3-х лет;
- выработать рекомендации по преодолению кризиса.
Задачи:
-познакомить родителей с задачами развития детей на учебный год;
-сформировать ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;
-сформулировать основные симптомы кризиса 3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;
-обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.
Предшествующая работа:
-анкетирование родителей «Особенности поведения Вашего ребенка»;
- изготовление памяток для родителей;
- задания для квест-игры: 2 кроссворда, карточки с изображением животных, карточки с частями слова;
Участники: родители 2 младшей группы, воспитатель.
План:
1.Задачи воспитания и развития на учебный год
2.Кризис 3 лет. 3.Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет» 4.Игра «Закончи мысль», Упражнение «Мусорное ведро»
5.О разном.
6.Рефлексия.
Ход собрания:
1.- Я рада видеть вас сегодня! Наши дети стали на год взрослее, мы перешли во 2 младшую группу.
Я хочу познакомить вас с задачами на учебный год, а так же для того, чтобы разобраться «какие особенности развития детей 3-х лет?», «как меняется поведение?», «что делать родителям?».
Задачи, которые стоят перед нами на предстоящий год:
1.Продолжать способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка;
2.Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
- Развивать познавательную активность детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
4.Продолжать способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения;
5.Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям;
6.Продолжать развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения;
7.Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
2.Подведя итоги анкетирования, можно сказать о том, что многие родители наблюдают изменения в поведении детей. (Приложение 1.)
- Наступил тот момент, когда ребенка будто подменили, он меняется прямо на глазах. Становится капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.
- Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет: « Утром собираемся в д/с, торопимся, естественно. Папе и маме пора уже на работу. А ребенок время тянет. Пуговицы застегивать не дает, сапоги натягивать не разрешает. Все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, кричать. Ребенок впадает в истерику. В результате все опаздывают: ребенок - в сад, родитель - на работу
- Если у детей присутствуют такие особенности поведения, можно сказать, что ребенок находится в кризисе. Это «кризис 3-лет». Наступить он может в 2,5 и 3,5 года. Кризисы необходимы, это движущая сила развития. Это период формирования системы «Я» ребенка. Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».
Внутренний конфликт
Многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям.
Внешний конфликт
Ребенок сталкивается с постоянной опекой взрослых
И что делать в такой ситуации?
Сопротивляться или смириться.
Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется, как может!
Если родителями выработана правильная линия своего поведения, то это поможет психическому развитию ребенка. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка та, которую дают взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как его недооценка может привести к неуверенности малыша.
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка в этом возрасте – это систематичность, четкое выполнение режима дня.
Для кризиса характерен целый набор симптомов, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».
3.Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет»
1-й симптом – негативизм
Родители разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса, сложив получившиеся буквы по вертикали.
По горизонтали:
1.Атмосфера (небо)
2.Деревенские пашни (поле)
3.Городская птица (голубь)
4.Цветок (роза)
5.Бывает слоеный (торт)
- Любимая детская забава (игра)
7.Блюдо из риса (плов)
8.Маленькая лошадка (пони)
9.Холодное время года (зима)
10.Средство переправы на другой берег (паром)
Правильный ответ: негативизм
«Негативизм»– это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.
Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но, когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.
Например, «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».
Что делать?
Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?»,
задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»
2-й симптом – упрямство
Воспитатель показывает родителям картинки с изображением животных. Просит выбрать ту, которая изображает позицию «стал и буду стоять»
Правильный ответ: «осел»
«Упрямство» - ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.
Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка. Малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать?
Просто подождите несколько минут.
Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку.
3-й симптом - строптивость.
Задание: назвать слово, обозначающее упрямство, непокорство непослушание, непокорность, непослушливость.
«Строптивость» – ребёнок выражает недовольство всем тем, что предлагает взрослый. Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех. Ребёнку ничто не нравится из того, что он делал раньше: он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу - выражение этого симптома. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание всё решать за ребёнка («Не кричи!», «Не ломай», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»).
4-й симптом – своеволие.
Задание: разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1.Предмет мебели (стол)
2.Предмет гордости рыбака (улов)
3.Этого нет в юрте, чуме (окно)
4.Мужкой шарф (кашне)
5.Часть поезда (вагон)
6.Крупа для цыплят (пшено)
7.Жаркое время года (лето)
8.Цвеная пудра для глаз (тени)
9.Вечно зеленое дерево (елка)
Ответ: «своеволие».
«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Например, ребёнок говорит: «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!» ребёнок всё хочет делать сам.
Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.)
Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности.
Что делать?
Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт – сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
5-й симптом – протест, бунт против окружающих.
Задание: назвать слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.
Ответ: «протест»
Ребёнок как будто находится в состоянии жёсткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя очень агрессивно.
Что делать?
Если малыш заходится в истерике, необходимо переждать ее, соблюдать спокойствие, не идти на поводу желаний ребёнка, и только потом объяснить, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
6-й симптом – пренебрежение, обесцениевание ребенком личности близких
Задание: Воспитатель показывает карточки с частями слова. Родители складывают части слова.
Ответ: «обесцениевание»
Ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, словами, которых ранее никогда не употреблял.
Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям.
А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…)
Что делать?
Направляйте энергию ребенка в мирное русло.
Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
7-й симптом – деспотизм, подавление окружающих (встречается в семьях с единственным ребёнком)
Задание: решить анаграмму: МЕСТОДИЗЛ (нужно переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом)
Ответ: «деспотизм»
Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла его желания. В противном случае он впадает в истерику.
Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».
Ребёнок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над ними и другими.
По сути это- стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось.
По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
Что делать?
Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны.
4.Как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А что же происходит с родителями?
Игра «Закончи мысль»
Воспитатель предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Обсуждение с родителями нескольких высказываний.
А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.
Упражнение «Мусорное ведро»
Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро.
Я надеюсь, что все рекомендации были для вас полезными, и вы возьмете на вооружение их при воспитании детей. А еще для вас приготовлены памятки.
(Приложение 2.)
5.О разном.
6.Рефлексия.
- Давайте, передавая нашу игрушку, каждый из вас ответит
- Что нового вы узнали?
- Полезная ли была информация?
Ответы родителей.
- Я хочу закончить нашу встречу стихотворением
«Я сам»
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Литература:
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. М., 2004.
- Кашапов Р. Практическая психология для родителей или педагогика взаимности. М., 2003.
- Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №8/2017.